A A A
C C C C C
Шрифт: Arial Times New Roman
Изображения: Вкл. Выкл.

Доклад Председателя Контрольно-счетной палаты Ивановской области Гаспарова А.В. на заседании круглого стола Совета Контрольно-счетных органов Ивановской области по теме: "Актуальные проблемы внешнего финансового муниципального контроля"

Доклад Председателя Контрольно-счетной палаты Ивановской области Алексея Валерьевича Гаспарова на заседании круглого стола Совета Контрольно-счетных органов Ивановской области по теме: "Актуальные проблемы внешнего финансового муниципального контроля» 25 августа 2017 года в г.Вичуга Ивановской области.

Уважаемые коллеги!

Нам очень часто приходится слышать о недостаточности бюджетных средств, нехватки средств для сбалансированности бюджетов, в связи с чем из года в год наращивается дефицит за счет привлечения кредитной массы, но при этом исполнение бюджетов оставляет желать лучшего.

Так непосредственно переходя к примерам на 01.07.2017 года из областного бюджета так и не началось софинансирование муниципальных расходных обязательств по следующим целям, связанная на мой взгляд, в большинстве случаев с нерасторопностью муниципальных образований:

  • субсидии бюджетам муниципальных образований на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на 35 млн. руб.;
  • субсидии бюджетам муниципальных образований в целях предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилого помещения на 29 млн. руб.
  • субсидии бюджетам муниципальных образований на комплексное обустройство  объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности на 25 млн. руб.;
  • субсидии бюджетам муниципальных образований на укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных организаций в части реализации перечня мероприятий по созданию условий для занятий физической культурой и спортом в 2017 году на 15 млн. руб.

Данный перечень можно продолжить.

Данные средства зарезервированы и отвлечение их на иные цели невозможно.

При условии, что все муниципальные образования неоднократно поднимали вопрос о недостаточности средств, в 2015 году были возвращены муниципальными образованиями Ивановской области неиспользованные остатки межбюджетных трансфертов в сумме 404,2 млн. руб. В 2016 – 237,0 млн. руб. (за первое полугодие 2017 года – 41,6 млн. руб.).

Как факт нерасторопности муниципалитетов можно сказать о выделении средств на дорожное хозяйство.

Все мы неоднократно слышим о неудовлетворительном состоянии дорог в Ивановской области, однако экспертно-аналитическое мероприятие, проведенное Контрольно-счетной палатой Ивановской области, показало, что при первоначально утвержденном объеме средств субсидии муниципальным образованиям на дорожное хозяйство в сумме 300,0 млн. руб. было первоначально подано заявок в установленные порядком сроки в сумме 19,3 млн. руб. от 4 муниципалитетов. Всего в 2016 году было перечислено финансовых средств субсидий муниципальным образованиям на  дорожное хозяйство в сумме 90,3 млн. руб.

Но, коллеги, мало использовать выделенные средства. Средства должны быть использованы по целевому назначению и еще, что немаловажно, эффективно.

Как показывают результаты проведенных контрольных мероприятий, за последнее время участились случаи неэффективного использования бюджетных средств.

Так, в рамках реализации подпрограмм по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры из областного бюджета в период 2015 – 2016 годов муниципалитету были выделены средства в размере 14,0 млн. руб. на техническое перевооружение котельной, которая является единственным централизованным источником тепла для данного муниципального образования.

На момент проведения контрольного мероприятия, конец 2016 года, фактической модернизации котельной не произведено, хотя средства выделенные из областного бюджета освоены полностью. Произошло это в результате не исполнения своих обязательств инвестором - 55 % финансирования мероприятий должно было производится за счет средств инвестора.

По нашим сведениям модернизация котельной до настоящего времени так и не завершена.

И это не единичный случай отказа инвесторов от ранее данных обязательств.

В другом муниципальном образовании в результате отказа инвестора от участия в строительстве канализационного коллектора бюджет области был вынужден изыскивать дополнительные средства на достройку и введение объекта в эксплуатацию.

Все это приводит к увеличению сроков сдачи объекта и удорожанию реализуемого проекта, а это не один миллион рублей и, что немаловажно, не улучшает условий проживания жителей Ивановской области.

В этой связи, не могу не обратить ваше внимание на проблему приобретения жилья детям-сиротам.

Не принимая во внимание стоимость приобретаемого жилья, которая по нашим данным в 2015 году доходила до 71 тыс. руб. за квадратный метр, остро стоит вопрос качества приобретенных жилых помещений, подчас не отвечающих минимальным требованиям благоустроенности и комфортности.

Продолжая тему предоставления жилья, не могу обойти стороной тему переселения граждан из аварийного жилого фонда. Последнее контрольное мероприятие показало:

  • при приобретении жилья начальная максимальная цена контрактов  завышается,
  • выявлены случаи приобретения квартир в домах 58, 63 годов постройки,
  • стоимость квадратного метра закупки превышает рыночную стоимость для данного населенного пункта

и, также как и с детьми-сиротами, переселившиеся граждане не всегда довольны качеством предоставленного жилья.

Отдельно остановлюсь на исполнении доходной части бюджетов муниципалитетов.

С 2015 по 2017 год, общая недоимка по налогам и сборам в местные бюджеты Ивановской области показывает стабильный рост.

Так, недоимка по налогам и сборам в местные бюджеты на 01 января 2016 года, в сравнение с аналогичной недоимкой на 01 января 2015 года выросла на 22,5 процентных пункта или 70 млн. руб., а на 01 января 2017 года показала рост еще на 34,8 процентных пункта или 132 млн. руб., от уровня соответствующей недоимки на 01.01.2016 года. 

В абсолютном выражении, недоимка по налогам и сборам в местные бюджеты Ивановской области на 01.01.2015 составляла  311 млн. руб., на 01.01.2016 выросла до 381 млн. руб., а на 01.01.2017 достигла уровня 513,7 млн. руб.

Как основной пример недостаточной работы муниципальных образований по мобилизации налоговых поступлений можно взять земельный налог, недоимка по которому также показывает стабильный рост.

Так, недоимка по земельному налогу на 01.01.2017 выросла на 56,0 процентных пунктов или 105,3 млн. руб. от уровня соответствующей недоимки на 01.01.2016, а годом ранее выросла на 27,2 процентных пункта или 40,4 млн. руб. 

В абсолютном выражении, недоимка по земельному налогу составляла:

  • на 01.01.2015  148,7 млн. руб. (или 47,8 % от общей недоимки по налогам и сборам в местные бюджеты),
  • на 01.01.2016 выросла до 189,1 млн. руб. (или 49,6 % от общей недоимки по налогам и сборам в местные бюджеты),
  • на 01.01.2017 достигла уровня 294,4 млн. руб. (или 57,3 % от общей недоимки по налогам и сборам в местные бюджеты).

В этой связи, коллеги, прошу самое пристальное внимание обратить на порядок формирования местных бюджетов, в том числе учитывать объем недоимки по налогам и сборам, при формировании доходных статей местных бюджетов, и указывать на это местным администрациям.

Также необходимо внимательное изучение расходов местных бюджетов и их соответствие утвержденным программам и, самое главное, на реалистичность поставленных результатов их исполнения.


Дата публикации: 26 июня 2018 в 14:59
Последнее изменение: 26 июня 2018 в 18:48