A A A
C C C C C
Шрифт: Arial Times New Roman
Изображения: Вкл. Выкл.

Доклад и.о. Председателя Контрольно-счетной палаты Ивановской области Алисовой О.Н. на заседании Ивановской областной Думы 14.11.2024

УВАЖАЕМАЯ Марина Авенировна,

уважаемые депутаты Ивановской областной Думы,

участники заседания!

Представляю вам результаты проведенной Контрольно-счетной палатой экспертной оценки проекта основного финансового документа Ивановской области на предстоящий трехлетний период.

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства проект закона Ивановской области «Об областном бюджете на 2025 – 2027 годы» внесен Правительством Ивановской области  в Ивановскую областную Думу в срок и в составе законодательноопределенного перечня документов.

Базисом создания регионального бюджета выступает  документ стратегического планирования,  одобренный Правительством Ивановской области - Прогноз социально-экономического развития региона на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов.

Согласно отраженным в Прогнозе оценочным значениям макроэкономических показателей 2024 года стартовая экономическая позиция для формирования областного бюджета на предстоящую трехлетку демонстрирует рост региональной экономики на фоне уровня зарегистрированной безработицы, который в 2 с лишним раза ниже общероссийского показателя и составляет 0,3 %, и более сдержанного, чем по России темпа роста инфляционных процессов. Прогноз на предстоящую трехлетку умерено оптимистичен, а сценарий динамики ключевых макроэкономических показателей по Ивановской области в прогнозном периоде соответствует трендам федерального уровня, отраженным в Прогнозе социально-экономического развития России на следующие 3 года.

Вместе с тем, по мнению Контрольно-счетной палаты, отличием от российского прогноза и одновременно упущением Среднесрочного прогноза Ивановской области на 2025 – 2027 годы (учитывая, что он должен выступать основой формирования регионального бюджета, традиционно имеющего ярко выраженную социальную направленность) является то, что он не прогнозирует социальную составляющую Ивановской области на перспективу.

Отсутствует прогноз таких важных и значимых процессов для Ивановской области, как совершенствование и развитие сфер образования, здравоохранения, социального обеспЕченья, тогда как Прогноз развития России содержит исчерпывающий сценарий совершенствования и развития отраслей социальной сферы. В ходе обсуждения данного вопроса с Департаментом экономического развития и торговли Ивановской области  мы нашли понимании, и Департамент взял вопрос об изменении формы прогноза в части включения в нее показателей, характеризующих тенденции и прогноз развития региональных отраслей социальной сферы в проработку.

Возвращаясь к результатам экспертизы проекта бюджета, следует сказать, что его содержание полностью отвечает требованиям статьи 184.1 БК РФ и части 7 статьи 3 регионального Закона о бюджетном процессе, а его основные характеристики спланированы с соблюдением принципа сбалансированности бюджета. Параметры законопроекта сформированы в соответствии с ориентирами долговой политики региона на трехлетний бюджетный цикл,  установленными Правительством Ивановской области в условиях необходимости соблюдения принятых регионом обязательств перед Министерством финансов России. Мы отмечаем, что согласно представленному законопроекту размер планируемой долговой нагрузки на бюджет существенно ниже предельных значений, установленных дополнительными соглашениями с Минфином РФ, а размер дефицита находится в рамках уровня определенного назваными соглашениями.

Следует учитывать, что формирование бюджета проходило в условиях отсутствия информации о распределении из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности и объемов безвозмездных поступлений из федерального бюджета, имеющих целевое назначение. Соответственно рассматриваемым сегодня бюджетом прогнозируется проседание доходной части областного бюджета в 2025 - 2027 годах за счет сокращения объемов безвозмездных поступлений. А структура доходной части бюджета в каждом из трех предстоящих лет сформирована более чем наполовину за счет налоговых доходов. По налоговым доходам прогнозируется стабильное наращивание объема поступлений год к году с увеличением темпов роста от 103,1 % в 2025 году до 105,6 % в 2027-ом.

В своем заключении Контрольно-счетная палата отметила достоверность прогноза налоговых поступлений, отраженного в законопроекте, но осуществляя экспертизу не могла не учитывать, принятые уже после формирования прогноза изменения в налоговый кодекс, которые требуют корректировки прогноза ряда доходов, и внесенный на рассмотрение в Государственную Думу законопроект «О федеральном бюджете на 2025 – 2027 годы, который так же повлиял на прогноз поступлений отдельных налоговых доходов.  

Соответственно мы предлагаем рассмотреть необходимость внесения изменений в показатели налоговых доходов по таким доходным источникам как: на этапе подготовки законопроекта ко второму чтению

1)      доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты;

2) доходы от уплаты акцизов на спирт этиловый, произведенный из пищевого или непищевого сырья, акцизов на спиртосодержащую продукцию, произведенную на территории Российской Федерации;

мы предлагаем так же увеличить прогноз поступлений по

 «Акцизам на пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, производимые на территории Российской Федерации»;

и по «Государственной пошлине за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством РФ».

Проектом бюджета планируется сокращение объема неналоговых доходов в трехлетнем периоде. Поступления по неналоговым доходам в 2025 году по сравнению с 2024 годом уменьшатся на 16,4 процентных пункта, в 2026 – 2027 годах объемы неналоговых доходов не превысят уровень 2025 года, темп роста составит 77,0 % и 85,9 %, соответственно. Контрольно-счётная палата провела оценку реалистичности прогноза поступлений неналоговых доходов на основе анализа соответствия их расчетов утвержденным методикам прогнозирования и по итогам мы предлагаем отдельным главным администраторам рассмотреть необходимость совершенствования действующих методик, что в перспективе позволит скорректировать прогноз ряда неналоговых доходов в сторону увеличения. Так например корректировка метода усреднения в методиках 7-ми главных администраторов позволит увеличить прогноз 9-ти неналоговых доходов на общую сумму 5,3 млн руб. ежегодно в периоде 2025-2027 годов.

Работа в данном направлении потребует времени, и Департамент финансов Ивановской области видит возможным и мы согласны с их мнением, что реализовать ее следует после принятия бюджета на этапе формирования первой его корректировки в марте 2025 года.

Отличительной особенностью бюджета является то, что его  формирование проходило в условиях обновления майским указом Президента России национальных целей развития Страны и разработки Правительством Российской Федерации портфеля новых национальных проектов.

Экспертиза областного бюджета показала, что Ивановский регион мобилизовал бюджетные финансы с целью соответствовать государственным масштабным планам. Правительство Ивановской области в установленные сроки сформировало структурный каркас для расходной части бюджета на предстоящий трехлетний период – 21-у государственную программу Ивановской области, паспорта которых представило одновременно с Законопроектом в Ивановскую областную Думу. Бюджетом в предстоящем трехлетнем периоде предусмотрено финансирование реализации 20-ти действующих госпрограмм и выполнения новой государственной программы «Развитие туризма в Ивановской области».

Как показал наш анализ, объемы бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение 21-ой государственной программы, планируемые Законопроектом, соответствуют объемам бюджетных ассигнований, установленным паспортами государственных программ и как требует бюджетное правило планируются по соответствующей каждой госпрограмме целевой статье расходов, перечень которых установлены распоряжением Департамента финансов Ивановской области с учетом положений статьи 21 БК РФ.

В заключение, уважаемые депутаты, хочу отметить, что КСП  поддерживает принятие Законопроекта в первом чтении. И мы надеемся, что предложения, представленные в нашем заключении по совершенствованию как самого законопроекта, так и бюджетного процесса будут рассмотрены и учтены в ходе дальнейшей совместной работы над основным финансовым документом региона.

Благодарю за внимание!


Дата публикации: 18 ноября 2024 в 09:06
Последнее изменение: 18 ноября 2024 в 09:11