В соответствии с требованиями бюджетного законодательства проект закона Ивановской области «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» внесен Правительством Ивановской области в Ивановскую областную Думу с соблюдением сроков и в составе полного перечня документов и материалов.
Согласно прогнозному сценарию развития на 2023 - 2025 годы экономика региона продолжит рост, но более сдержанными темпами, чем ранее прогнозировалось. Непростая экономическая ситуация, обусловленная действием факторов ограничения роста российской экономики отразилась на характере изменений основных показателей прогноза социально-экономического развития региона.
Отметим, что оценочные показатели 2022 года и прогнозные показатели на 2023 – 2025 годы по Ивановской области в целом следуют сценарию Прогноза развития РФ. При этом показатели потребительского спроса: розничной торговли и платных услуг населению прогнозируются на региональном уровне с ростом темпами выше российских. Однако в условиях высокой неопределенности население может проявить более сдержанную позицию при использовании кредитов и своих сбережений на потребление, что наблюдалось, например, в период пандемии.
Нельзя не отметить, что инвестиции - важнейший для региона показатель социально-экономического развития, демонстрирует рост ежегодно, начиная с оценочного показателя 2022 года, тогда как на уровне Российской Федерации - только по прогнозу 2024 и 2025 годов. Динамика инвестиций в экономику Ивановской области ускоряется и растет быстрее ВРП.
Пессимистичнее, чем по Российской Федерации, оцениваются показатели уровня инфляции в регионе. Вместе с тем, региональный прогноз согласуется с федеральным трендом на снижение целевого параметра инфляции.
Экспертиза проекта бюджета на предстоящую трехлетку, проведенная палатой в сжатые сроки, показала, что его содержание полностью отвечает требованиям части 7 статьи 3 Закона о бюджетном процессе в Ивановской области, а его основные характеристики установлены с соблюдением принципа сбалансированности бюджета, закрепленного в статье 33 БК РФ.
Отличительной особенностью рассматриваемого бюджета является его составление в условиях одновременно проведенной Правительством области масштабной работы по трансформации государственных программ Ивановской области под новые, инициированные на федеральном уровне, требования к системе управления государственными финансами и подразумевающие более тесную увязку государственных расходов с конкретными целями социально-экономического развития. Именно государственные программы являются тем инструментом, который обеспечивает взаимосвязь стратегического и бюджетного планирования на всех уровнях публичной власти.
Правительством области утверждена 21 госпрограмма в новом формате и с обновленным содержанием. Проведенный палатой анализ паспортов госпрограмм позволяет сделать вывод, что программная часть расходов областного бюджета сформирована в полном соответствии с объемами бюджетных ассигнований на 2023 - 2025 годы, установленными утвержденными паспортами государственных программ, как того требуют положения Бюджетного кодекса РФ. Вместе с тем, отметим, что в состав ряда государственных программ не включены, как структурные элементы, 5 утвержденных региональных проектов, что требует приведения в соответствие с вновь установленными нормами формирования государственных программ Ивановской области.
Нельзя не отметить, что наибольший рост плановых программных расходов 2023 года к уровню 2022 года (более чем в 5,3 раза) сложился по государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика Ивановской области», в связи с реализацией ведомственного проекта «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Ивановской области» в рамках которого планируется создание (строительство) объектов транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры для реализации новых инвестиционных проектов на территории области.
Доходная и расходная части областного бюджета на 2023 и 2024 годы спрогнозированы с ростом к ранее утвержденным Законом о бюджете объемам. При этом на 2023 год увеличен дефицит бюджета, что, прежде всего, обусловлено отсутствием на момент формирования проекта областного бюджета полной информации о распределении из федерального бюджета безвозмездных поступлений. Утвержденный Законом о бюджете на 2024 год профицит областного бюджета сменился при прогнозировании бюджета на дефицит. Основными источниками финансирования дефицита областного бюджета в 2023 и 2024 годах будут выступать бюджетные ассигнования на привлечение и погашение бюджетных кредитов. Бюджет на 2025 год сбалансирован с профицитом.
В динамике 2023 – 2025 годов прогнозируемый объем налоговых и неналоговых доходов областного бюджета имеет тенденцию к росту.В ходе анализа расчетов налоговых доходов, формирующих доходную часть областного бюджета, палатой установлено, что они представлены в полном объеме, расхождений по показателям, на которых базируются расчеты, не установлено.
Мы видим из анализа безвозмездных поступлений, что эта часть доходов регионального бюджета потребует значительной корректировки, что отражено и Департаментом финансов в пояснительной записке к Законопроекту. Предстоящая корректировка по безвозмездным поступлениям приведет к изменению основных характеристик областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период и повлечет за собой возврат к рассмотрению Законопроекта в первом чтении.
Следует подчеркнуть, что параметры Законопроекта сформированы с соблюдением ориентиров долговой политики региона на трехлетний бюджетный цикл, установленных Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ивановской области в условиях необходимости соблюдения ограничений, определенных соглашениями с Минфином России о реструктуризации бюджетных кредитов.
Анализ показал, что размер планируемой долговой нагрузки на бюджет и, в том числе, долговой нагрузки по коммерческим кредитам не превышают, а зачастую существенно ниже предельных значений, установленных дополнительными соглашениями с Минфином России.
Законопроектом предлагается увеличить государственный долг в 2023 году по сравнению с текущим годом и в 2024 в сравнении с 2023 годом. Это потребует дополнительных расходов на обслуживание государственного долга в эти два года. Но мы констатируем, что параметры планируемых расходов на обслуживание государственного долга соответствуют условию, установленному Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ивановской области, когда доля процентных расходов областного бюджета в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, планируемого к осуществлению за счет субвенций, предоставляемых из других бюджетов бюджетной системы, составляет в 2023 году – 0,4 %, в 2024 году – 0,55 % и не превышает установленный порог в 5 %.
В заключение, уважаемые депутаты, хочу обратить внимание, что в результате проведенной экспертизы в тексте подготовленного заключения нами были отмечены отдельные недостатки и замечания на представленный законопроект, а также предложения по совершенствованию как самого законопроекта, так и бюджетного процесса. Полагаем, что они будут рассмотрены и учтены в ходе дальнейшей совместной работы над основным финансовым документом региона.
Дата публикации: 15 ноября 2022 в 22:55
Последнее изменение: 15 ноября 2022 в 22:55
Постоянная ссылка: https://www.ksp37.ru/articles/reports/id712