A A A
C C C C C
Шрифт: Arial Times New Roman
Изображения: Вкл. Выкл.

Доклад Председателя Контрольно-счетной палаты Ивановской области Золкина С.О.на заседании Ивановской областной Думы 30.03.2023

ДОКЛАД

СЛАЙД 1. На Ваше рассмотрение представлен отчет, обобщивший информацию о создании, становлении и итогах работы Палаты за 25 лет и отразивший основные результаты нашей деятельности в 2022 году. 

СЛАЙД 2. Начиная с 1997 года Контрольно-счетной палатой успешно пройдены этапы формирования государственного органа внешнего финансового контроля Ивановской области, становления системы эффективных методов работы, профессиональных взаимоотношений с органами власти Ивановской области, территориальными федеральными органами, правоохранительными и надзорными    органами,  с  коллегами  и с объектами контроля.

СЛАЙД 3. За 25 лет проведено 2470 мероприятий, в том числе: 348 контрольных и 2122 экспертно-аналитических, включая экспертизы рассматриваемых законопроектов.  

СЛАЙД 4 . Важно отметить, что в последние годы существенно вырос процент реализации предложений и замечаний палаты в принимаемых депутатами областных законах (ранее этот показатель составлял в среднем  40 %, а в отчетном году он достиг 86%). 

СЛАЙД 5. С 2001 года Палатой было выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на общую сумму более 14 млрд. руб. Объектами контроля в ходе исполнения представлений и предписаний КСП устранено финансовых нарушений на общую сумму 5,4 млрд. руб.

СЛАЙД 6. Общественное объединение контрольно-счетных органов, основанное Палатой в 2010 году успешно действует уже 14 лет, способствуя созданию дееспособных контрольно-счётных органов в муниципальных образованиях. Основой деятельности Совета является осуществление совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, организация профессионального обучения и повышения квалификации для коллег - муниципальных ревизоров. Совет совместно с КСП на протяжении всех лет проводили планомерную работу по активизации на территории региона процесса создания органов внешнего муниципального контроля. Как итог - среди 18-ти субъектов РФ, входящих в ЦФО, область занимает второе место по наличию созданных в муниципалитетах контрольно-счетных органов, уступая только Московской области.

Контрольно-счетная палата, сохраняя динамику развития, стремится идти в ногу со временем.  Развитие информационных технологий открывает перед Палатой перспективу вывести контрольную деятельность на качественно новый уровень. Для этого сотрудники палаты должны получить возможность овладеть новыми компетенциями и нужными навыками, а одной из главных задач для Палаты является достижение необходимого уровня цифровой зрелости. Совершенствование деятельности КСП в данном направлении требует серьезных финансовых вложений, что не позволяет осуществить бюджет Палаты. Учитывая вышесказанное, Палата считает необходимым предложить депутатам Ивановской областной Думы рассмотреть вопрос о дополнительном финансировании на текущий год и плановый период.

Деятельность Палаты в 2022 году строилась на основе годового плана, утвержденного решением коллегии Контрольно-счетной палаты. План, сформированный с учетом предложений, поступивших от Губернатора, Ивановской областной Думы, Счетной палаты России, выполнен!

СЛАЙД 7. Палатой  в 2022 году проведено 88 мероприятий. По результатам контрольной и экспертно-аналитической деятельности выявлено 177 нарушений, объем нарушений составил 536,65 млн. руб. В адрес руководителей органов и организаций, являвшихся объектами контрольных мероприятий, было направлено 28 представлений. СЛАЙД 8. Все представления исполнены, устранены финансовые нарушения на общую сумму 48,7 млн. руб., из них: возмещены в бюджет средства в сумме 1,4 млн. руб., оформлены документы на общую сумму 47,3 млн. руб.

В органы государственной власти и местного самоуправления, проверяемые организации направлено 48 информационных писемпо результатам проведенных за отчетный период контрольных и аналитических мероприятий. В правоохранительные и надзорные органы Ивановской области были направлены материалы по 14-ти мероприятиям, проведенным в рассматриваемом периоде. Прокуратурой на основе материалов Палаты вынесено 29 представлений.

Должностные лица палаты также реализовывали свои полномочия по составлению административных протоколов, (составлены 9 протоколов в отношении 7 физических лиц и 1-го юридического лица).

Важной стороной контроля, осуществляемого КСП, является установление рисков бюджетных потерь и выработка предложений по их устранению и дальнейшему недопущению.  Так, в отчетном году по результатам проверки использования бюджетных средств, выделенных в форме грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам Департаменту сельского хозяйства и продовольствия было предложено принять меры по предотвращению возможных бюджетных потерь в связи с установленными рисками неэффективного использования указанных грантов с учетом наличия противоречий в порядке их предоставления. В ходе проведения контрольного мероприятияпо проверке реализациирегионального проекта «Чистая вода» национального проекта «Экология»Палата установила риск использования субсидий с несоблюдением принципа эффективности, учитывая, что в муниципальной программе «Чистая вода» на территории Заволжского городского поселения» не были установлены целевые показатели планового значения результатов использования бюджетных средств.

Также КСП работала в направлении предотвращения нецелевого использования бюджетных средств. Так, по результатам проверки использования бюджетных средств, выделенных на реализацию региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения Ивановской области, Палатой областному Департаменту здравоохранения было предложено исключить из подпрограммы «Модернизация системы здравоохранения Ивановской области» один из целевых индикаторов, который не соответствовал условиям самой Региональной программы.

СЛАЙД 9. Основным инициатором формирования направлений контрольной деятельности палаты является ИОД. Реализуя ее поручение, проведено масштабное комплексное мероприятие в отношении бюджетных средств, выделенных из трех уровней бюджетов на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях области. Мероприятие прошло одновременно в форме экспертно-аналитического и контрольного мероприятий, при этом контрольное  мероприятие было организовано и проведено Палатой параллельно с контрольно-счетными органами 5-ти муниципальных образований области, что позволило максимально полно оценить реализацию исполнения на территории Ивановской области поручения Президента России - обеспечить здоровым бесплатным горячим питанием всех обучающихся начальной школы. Палата сформировала комплекс предложений по изменениям в региональную государственную программу «Развитие образования Ивановской области», в т.ч. по совершенствованию порядка субсидирования муниципалитетов на данные цели и уточнению условий соответствующих Соглашений с муниципальными образованиями.

Губернатор Ивановской области С.С. Воскресенский все чаще привлекает Контрольно-счетную палату в качестве профессионального эксперта в вопросах, требующих представления комплексной картины эффективности организации бюджетного процесса, установления возможных рисков, независимой профессиональной оценки, как основы для дальнейшего принятия эффективных  управленческих решений. Так, Губернатор предложил Палате провести анализ использования межбюджетных трансфертов муниципальными образованиями и дать оценку основных рисков и ключевых причин неполного освоения бюджетных средств и внести предложения по исправлению ситуации.

Палата подготовила Губернатору Ивановской области исчерпывающую информацию по двум направлениям:

- нормативное регулирование организации процесса формирования и использования муниципалитетами субсидий и иных межбюджетных трансфертов, указав выявленные несоответствия региональных нормативных правовых актов действующему федеральному законодательству, имеющиеся внутренние противоречия и пробелы, сформулировав предложения по их устранению и возможному совершенствованию нормативного регулирования в обследуемой сфере;

- выявление и обобщение ключевых причин неисполнения МБТ в 2021 году, основных факторов риска, отразив значимые предложения и рекомендации по их устранению и дальнейшему предотвращению.  

Из числа других контрольных мероприятий, проведенных по предложению Губернатора области, важно отметить проверку Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Ивановской области, поскольку в данной сфере Контрольно-счетная палата еще не применяла контрольных полномочий. По результатам контрольного мероприятия Палатой сформированы конкретные предложения Фонду по устранению выявленных в ходе проверки нарушений и недостатков, которые рассмотрены как на заседаниях Правления Фонда, так и Попечительским советом, в результате чего Фондом приняты  необходимые меры по их устранению.

Учитывая, что Палата впервые реализовала полномочия, предусмотренные ЖК РФ, и резюмируя полученный опыт в ходе проведенной проверки подготовила и утвердила соответствующий стандарт внешнего государственного финансового контроля в данной сфере деятельности.

СЛАЙД 10. Палата уделяет особое внимание совершенствованию нормативного регулирования стратегического и бюджетного планирования. В 2021 году Правительством России был осуществлен процесс трансформации государственных программ и системы управления ими. И в 2022 году в этот процесс досрочно включилась Ивановская область.  В этой связи знаковым мероприятием для КСП стало тематическое экспертно-аналитическое мероприятие по обследованию полноты нормативного правового регулирования разработки и реализации государственных программ Ивановской области (их структурных элементов) с учетом всех федеральных новаций и требований, в ходе которого осуществила также оценку фактической трансформации региональных государственных программ, как основы под формируемый проект областного бюджета на 2023 – 2025 годы.

СЛАЙД 11. В ходе мероприятия было установлено, что в Ивановской области сформирована необходимая нормативно-правовая база под новый формат государственных программ и соответствующую адаптацию системы организации проектной деятельности на территории Ивановской области. Однако ряд требований Бюджетного кодекса РФ остался реализован не в полном объеме. Контрольно-счетная палата внесла предложения по изменению принятого Правительством Ивановской области в 2022 году нового Порядка разработки и реализации государственных программ Ивановской области в целях полноты его соответствия бюджетным правилам.

В отчетном году Палата впервые в рамках своих компетенций провела экспертизу нового типа документа стратегического планирования -   региональной комплексной программы «Комплексное развитие сельских территорий Ивановской области», по итогам которой выявила факты нарушений и недостатков и внесла конкретные предложения по доработке проекта программы. Следует отметить, что разработчиком комплексной программы были учтены предложения Палаты при формировании ее окончательной редакции.

СЛАЙД 12.  Контрольно-счетная палата в своей деятельности продолжает последовательно соблюдать принципы открытости и гласности. Документы, характеризующие результаты работы Палаты, размещаются в открытом доступе в сети интернет. Расширяя доступ к информации, в 2022 году Контрольно-счетная палата создала и поддерживает официальные страницы в соцсетях: «ВКонтакте» и в «Одноклассники».

В заключение хочу выразить уверенность в дальнейшей совместной эффективной работе в целях повышения качества законотворческой работы и совершенствования бюджетного процесса в Ивановской области.


Дата публикации: 30 марта 2023 в 16:48
Последнее изменение: 30 марта 2023 в 16:48